Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Город Горький - в период Великой Отечественной войны

Дата публикации: 11 декабря 2020

В период Великой Отечественной войны 1941?1945 гг. город Горький внес большой вклад в Победу над противником. Именно здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо.

«Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом.

Завод «Красное Сормово»

http://krsormovo.nnov.ru/o-predpriyatii/muzej-istorii-zavoda
 

Музей завода «Красное Сормово»

С первых дней войны промышленные предприятия города Горького были перепрофилированы на выпуск продукции для фронта. В соответствии с директивой ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия г. Горького начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Постановлением № 1 от 1 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны обязал «Красное Сормово» полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 г. — 700?750, а в 1942 г. — 3?000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Свидетельством выдающейся роли продукции «Красного Сормова» стали строки из воспоминаний Маршала Советского Союза Г. К. Жукова: «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского завода танки „Т-34“. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву».
Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12?038 танков Т-34 (10,2% от общесоюзного производства). В годы войны завод увеличивал выпуск боевых машин и работал над их усовершенствованием: в конце 1943 г. модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85-миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т-34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод и другие. Танк Т-34 признан специалистами лучшим танком второй мировой войны.

В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок типа «М», «С», «Щ» (43,1% от общесоюзного производства).


 

Госпитали

В Горьком и области действовал 171 эвакогоспиталь. За годы войны на фронт было отправлено 92 202 литра крови, в госпитали области — 17 127 литров. 500 доноров-горьковчан получили награды.   К февралю 1942 г. горьковчане приняли и разместили на территории области 175 тысяч эвакуированных, из них 45 тысяч детей из Ленинграда, Москвы, Белоруссии, Латвии, Литвы и т.д., для которых было организовано 135 детских домов.
 


 

Горьковский автозавод

http://museum.gaz.ru/
 

Музей истории ГАЗ

В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т-60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено более 9 тыс. самоходок (39,1% общесоюзного производства).

В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля-вездехода ГАЗ-64 был создан броневик БА-64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. С осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал батальонные 82-миллиметровые минометы, поставив фронту 24?145 штук. В 1941—1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней. ГАЗ обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941—1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.


 

Горьковский авиационный завод 

http://museumcenter.ru/acadp_listings/nizhegorodskij-aviastroitelnyj-zavod-sokol-filial-ao-rsk-mig-muzej-istorii-i-trudovoj-slavy-zavoda/

Сайт: Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» - филиал АО «РСК «МиГ». Музей истории и трудовой славы завода.

С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), где работало КБ под руководством С.А. Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 г. завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА-7. Всего за 1941?1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19?202 самолетов типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный — выпускал корпуса мин.

Завод им. Ульянова

В выполнении военных заказов участвовали все промышленные предприятия области. Завод им. Ульянова, единственный в стране, изготавливал специальную электроаппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота.

Завод «Красная Этна»

 Завод «Красная Этна», производивший крепежные изделия, пружины, проволоку, кроме этого, обеспечивал все промышленные предприятия страны лентой холодного проката. На территории завода «Красная Этна» в июле-августе 1941 г. был сформирован Горьковский мотоциклетный завод на базе предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова. За годы войны он поставил фронту почти 6?000 армейских мотоциклов М-72 с прицепной коляской под ручной пулемет.

Завод «Двигатель Революции»

Коллективы заводов «Двигатель революции», «Красная Этна», автозавода освоили производство 120-миллиметровых минометов. Всего за годы войны было выпущено 43?688 штук минометов различной модификации. Горьковский завод фрезерных станков уже осенью 1941 г. направил на фронт 14 дивизионов реактивной артиллерии (117 установок), а всего за первый год войны изготовил свыше 600 установок М-8. Свыше 30 машиностроительных предприятий области перешли на массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для «катюш» (выпущено 1165), мин и гранат. Радиотелефонный завод им. Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, изготавливал армейско-фронтовые дивизионные радиостанции.

Завод «Красный якорь»

Коллектив завода «Красный якорь» в годы войны выпускал понтонные якоря для инженерных войск, цепи противоскольжения для автомашин, боеприпасы, укладочные приспособления для горной артиллерии. На заводе вместо ручной сварки была освоена автоматическая сварка по методу Е.О. Патона под слоем флюса. Изменив конструкцию якоря, сократили количество кованых деталей, это позволило увеличить выпуск продукции в 5 раз при снижении ее себестоимости на 35%.

ГЗАС: санитарные машины и полевые кухни

— Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова работает в нашем городе с 1916 года, — рассказывает генеральный директор ГЗАС Михаил Гусев. — Тогда это был железо-конструкционный завод «Молот», его эвакуировали из Риги. Во время подготовительных работ по строительству Горьковского автозавода, с конвейеров образованного на бывшей территории завода «Молот» автосборочного завода сходили первые советские «Форды». В 1932 году на нашем предприятии был налажен выпуск автобусов.

В 1941 году большая часть квалифицированных рабочих ушла на фронт. Количество рабочих сократилось с 720 до 400 и до конца войны не превышало 500 человек. Места ушедших заняли подростки и пожилые люди.

Наряду с самосвалами завод начал выпускать штабные и санитарные автобусы, возродилось производство полевых кухонь. Только за триквартала 1942 года фронт получил 6 500 полевых кухонь.

В конце 1941 — начале 1942 года была выпущена для фронта партия аэросаней с воздушным винтом и автомобильным двигателем. На базегрузовых автомобилей оборудовались походные армейские ремонтные мастерские.

На заводе не прекращалось соревнование среди рабочих, выразившееся в организации фронтовых бригад. «В труде, как в бою!» — под таким лозунгом работали эти бригады.

Территория завода неоднократно подвергалась вражеским бомбардировкам. Во время одной из них в июле 1943 года погиб директор завода Герасим Кузьмич Парышев. Более 50 заводчан погибли на полях сражений.

Всего за годы войны было выпущено свыше 7 000 самосвалов, более 10 000 автобусов, более 25 000 полевых кухонь.

  

Завод «Гидромаш»  шасси для военной авиации

— Война вписала особую страницу в историю завода № 119 имени Г. М. Маленкова, ныне «Гидромаша», — рассказывает директор местного музея Павел Орлов. — С ее началом закончился московский и начался горьковский — нижегородский период в жизни предприятия. Именно в те годы закладывался мощный человеческий и научно-технический потенциал современного «Гидромаша».

В 1941 году московский завод № 119 имени Маленкова имел уже более чем столетнюю историю, 10 лет из которой было связано с авиацией.Производственная программа завода базировалась на выпуске взлетно-посадочных систем для пикирующих бомбардировщиков и истребителей,которые были крайне необходимы фронту.

— В октябре 1941 года, когда фашисты вплотную подошли к Москве, Государственный комитет обороны принял постановление о срочнойэвакуации завода № 119 в Горький, — продолжает Павел Михайлович. — 400 железнодорожных вагонов доставили в тыл ведущее шассийное производство страны, монтаж оборудования на новом месте был завершен через 18 дней, а с момента остановки завода в столице до его пуска в Горьком прошли всего 41 сутки. За войну завод выпустил 22 тысячи комплектов шасси к самолетам Пе-2, ЛаГГ-3, Як-6, Як-9, Ла-5, Ла-7 и другим. Шасси завода стояли на каждом шестом самолете, сделанном в СССР в 1941–1945 годах.

За четыре военных года 578 заводчан встали на защиту Родины. Сегодня на «Гидромаше» 12 ветеранов, защищавших Родину с оружиемв руках,. 40 тружеников тыла, 10 из них трудились в годы войны на заводе имени Маленкова.

 

Жиркомбинат 

порошок для зажигательных смесей и мыло для партизан

В предвоенный год на Горьковском жиркомбинате вырабатывали 40 тысяч тонн мыловаренной продукции в пересчете на 40-процентное мыло –— предприятие было одним из крупнейших в стране поставщиков такой продукции.

С первых дней войны производство перестроилось на военный лад и стало выпускать ту продукцию, которая требовалась фронту. Стали выпускать порошок «НА» — нафтаната алюминия и сухой спирт. Из нафтаната алюминия в Дзержинске изготавливали бутылки с зажигательнойсмесью.

На комбинате также вырабатывался состав для пропитки ткани противоипритных костюмов, пищевой саломас для жителей блокадного Ленинграда.

Водородный цех стал выполнять задание командования Горьковского ПВО заполнять водородом аэростаты воздушного заграждения.

Самая большая помощь фронту была оказана, когда в 1941 году на комбинате открыли цех дистилляции глицерина. Комбинат стал выпускать для фронта жидкость «Стеол М», которая применялась в гидросистемах артиллерии и авиации.

Также во время войны не прекращалось производство хозяйственного мыла. А вот производство туалетного мыла и стирального порошка в первые месяцы войны прекратили. Но 21 ноября 1941 года на собрании завода главный инженер Товбин сказал: «Мы потеряли несколько мыловаренных заводов в оккупированных городах, и перед нами стоит немедленная задача как можно больше выпускать мыла».

Туалетное мыло отправлялось в основном в госпитали и на фронт. Выполнялись и специальные заказы, например партизанам Белоруссии (это мыло так и называлось).

С 1943 года в цехах организовывались комсомольско-молодежные бригады, лучшим бригадам присваивалось звание «фронтовая».

В годы войны на комбинате был установлен 12-часовой рабочий день. Администрация иногда по нескольку дней не уходила с завода. Когда осваивали производство порошка «НА», директор комбината А. М. Сысоев, главный инженер П. П. Андронов и другие руководители предприятия были на казарменном положении. Все четыре года войны у работников комбината не было отпусков.

Машиностроительный завод


 

Лидером пушечного производства оставался Горьковский завод № 92 (машиностроительный завод «Новое Сормово»), где с 1934 г. работало артиллерийское КБ во главе с В.Г. Грабиным. За первые 2,5 года войны здесь были спроектированы 27 образцов различных орудий. Выпущенная заводом пушка ЗИС-2 своим снарядом пробивала тогдашние немецкие танки насквозь. В феврале 1942 г. на вооружение была принята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании, безотказная в бою и на марше, она получила большое признание в армии. Используемая в качестве вооружения самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М, она считалась одной из лучших дивизионных пушек, грозой вражеской пехоты и танков. Кроме того, заводом выпускались и другие артсистемы: 76-мм танковая пушка Ф-32 для тяжелого танка КВ; более мощная пушка Ф-34 для танка БТ-7, а затем Т-34; тумбовые 76-мм пушки зенитной компоновки, с круговым обстрелом; Ф-35 для подводных лодок; Ф-36 для военных транспортов. Всего до конца войны завод № 92 изготовил и поставил фронту порядка 101?673 пушки (23,9% от общесоюзного производства) — больше, чем все страны гитлеровской коалиции вместе с Германией.

Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.

Активно в годы войны развивалось движение двухсотников, зародившееся в предвоенном Горьком и распространившееся на всю территорию СССР (его инициатор — Ф.М. Букин, работавший на машиностроительном заводе). Особый размах оно получило на Горьковском автозаводе, «Красном Сормове» и авиационном заводе. Также развивалось и стахановское движение, одним из зачинателей которого был автозаводец А.Х. Бусыгин (поначалу движение называлось стахановско-бусыгинским).

Горьковчане принимали активное участие в сдаче крови для переливания раненым воинам. В донорском движении активное участие принимали работники ГАЗа, заводов «Красное Сормово», имени С. Орджоникидзе, «Красная Этна» и др. Всего за годы войны на фронт было отправлено 92?202 литра крови.

В течение второй половины 1941—1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков-учащихся средних школ.

Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников Горьковской области в Победу над врагом. В годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту от произведенных в стране 38?318 (37%) танков, САУ, бронемашин; 43?688 (35,4%) минометов; 16?324 (26%) самолетов; 27 подводных лодок (43,1%); 109?636 (34,5%) автомашин; 85?722 (60%) радиостанций, а также около 101,7 тысяч артиллерийских орудий; 1165 «катюш», 3 бронепоезда, более 150 млн. боеприпасов и многое другое.

Трудовые достижения и вклад в Победу горьковских промышленных предприятий неоднократно был отмечен правительственными наградами:

1. 31 октября 1941 г. за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов авиационный завод № 21 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

2. 16 апреля 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству минометов завод «Двигатель революции» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

3. 11 июля 1942 г. Машиностроительный завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 4 июня 1945 г. заводу вручили орден Отечественной войны I степени.

4. За работу в годы войны Горьковский автомобильный завод был награжден орденами Ленина (19 марта 1942 г.), Красного Знамени (9 марта 1944 г.) и Отечественной войны I степени (16 сентября 1944 г.). За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

5. Завод «Красное Сормово» 20 января 1943 г. был награжден орденом Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов. 18 июля 1945 года — орденом Отечественной войны 1-й степени.

6. 28 октября 1944 г. завод «Красная Этна» был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заказов для фронта.

7. В 1945 г. завод «Красный металлист» (завод им. Г.И. Петровского) награжден орденом Трудового Красного Знамени.

8. За образцовое выполнение заданий Правительства по обеспечению Красной Армии специальной аппаратурой завод № 197 Наркомэлектропрома (ныне — ПАО «НИТЕЛ») 21 января 1944 г. был награжден орденом Ленина.

Город Горький был награжден Орденом Ленина 2 декабря 1970 г. «за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительство, в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно отраслей машиностроения».

Ранее за трудовые достижения Орденом Ленина дважды награждался регион: в 1934 г. — Горьковский край, в 1965 г. — Горьковская область (вручили его только 13 января 1967 г., вручал лидер СССР Л.И. Брежнев).

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941?1945 гг. в послевоенный период многие жители города Горького были удостоены персонального звания «Труженик тыла», награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941?1945 гг.».

В память о трудовом подвиге города Горького и горьковчан, о весомом вкладе горьковских предприятий и их тружеников в приближение Победы, а затем — в послевоенное восстановление народного хозяйства и развитие научно-промышленного потенциала страны — город Нижний Новгород достоин носить звание «Город трудовой доблести».

Поделиться: