Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Иркутск: передовики производства за линией фронта

Дата публикации: 18 декабря 2020

«Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом.


К началу Великой Отечественной войны Иркутск был крупным промышленным, культурным центром на востоке страны. 22 июня 1941 года, когда началась война, в городе и области прошли митинги с призывом встать на защиту Отечества, отдать все силы для поддержки фронта. В годы войны в Красную Армию было призвано более 200 тыс. человек. Звание Героя Советского Союза было присвоено 125 воинам, родившимся и призванным из Иркутской области. Дважды удостоены звания Героя Советского Союза уроженцы нашей области А.П. Белобородов и Н.В. Челноков. 

В области проходили лечение раненые бойцы. В регионе было размещено 45 эвакогоспиталей, 26 из них – в Иркутске. Из 100 тыс. поступивших раненых 90 процентов вернулись к полноценной жизни. 

Промышленность Иркутской области в кратчайшие сроки перестроилась на военный лад. Из западных районов страны в регион эвакуировали 22 крупных предприятия машиностроения и легкой промышленности, 10 трестов и свыше 25 тыс. рабочих и специалистов. Предприятия были быстро развернуты на базе действующих производств и в самые короткие сроки дали фронту необходимую продукцию. 

Так, на Иркутском заводе им. Куйбышева установили оборудование с Краматорского машиностроительного завода, в Черемхово было размещено машиностроительное предприятие из Луганской области. На Иркутский авиазавод был переброшен авиационный завод № 39 им. В.Р. Менжинского из Москвы. Кроме того, в Иркутск прибыло оборудование с Днепропетровской обувной фабрики, в  Усолье – Сибирском, Тельме и Черемхово наладили производство эвакуированные из Одессы и Днепропетровска швейные фабрики. Колхозы и совхозы области дали стране 50 млн. пудов зерна, 44 тыс. тонн мяса, 157 тыс. тонн молока, 150 тонн шерсти. 

Люди перечисляли однодневные заработки в фонд обороны. За время войны на строительство техники было собрано 117 млн. рублей. На эти деньги были построены три танковые колонны: «Иркутский комсомолец», «Иркутский колхозник», «Черемховский шахтер», на фронт отправлено 20 вагонов подарков. 
 

 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И РАБОЧИЙ КЛАСС ИРКУТСКА В ПЕРИОД ВОЙНЫ

В годы, предшествующие Второй мировой войне, в Иркутске появились такие современные предприятия как завод тяжелого машиностроения им. Куйбышева,авиационный завод, механический завод, слюдяная фабрика, крупнейший на востоке Сибири мясокомбинат, чаепрессовочная и макаронная фабрики, кожевенный и мыловаренный заводы, меховая фабрика, комбикормовый и ликероводочный заводы и другие более мелкие предприятия. Кроме того, город располагал крупнейшей на востоке железнодорожной станцией с паровозным и вагонным депо, которые дополнялись находившимся в 7 км от города мощным железнодорожным узлом на станции Иннокентьевская с современной распределительной горкой для формирования поездов.

3.jpg


 

В одном из цехов Иркутского завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева. 1942 г. (?)

Из собрания Иркутского областного краеведческого музея 
См.: http://www.poklonnayagora.ru/?id_single=1170&part=57

4.jpg


 

В одном из цехов Иркутского завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева. 1942 г. (?) 
 

Из собрания Иркутского областного краеведческого музея 
См.: http://www.poklonnayagora.ru/?id_single=1170&part=57

С началом войны промышленность города была переведена на обслуживание нужд фронта. Война принесла немало трудностей промышленности и транспорту: ухудшилось снабжение предприятий сырьем, оборудованием, топливом, энергией, сократились ассигнования на строительство. Большинство квалифицированных кадров ушло в армию. Преодоление этих трудностей потребовало много сил и энергии от рабочих и служащих, от руководителей. Особое значение приобретали вопросы рационализаторства, изобретательства, режима экономии, соревнования.

На выпуск военной продукции были переведены не только такие крупные предприятия как завод им. Куйбышева, но и мелкие предприятия местной и кооперативной промышленности. Выпускавшие прежде сугубо гражданскую продукцию, они перешли на выпуск оружия и боеприпасов. Более 50 предметов оборонного значения стали производить на этих предприятиях, в т.ч. стрелковое оружие, минометы, гранаты, деревянные части самолетов, инженерное снаряжение, лыжи. Даже учебные заведения стали работать на оборону. Так,ремесленное училище № 1 готовило для фронта огнеметы, детали для грозных минометов «Катюша». Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии, стекольные заводы и мастерские выпускали ампулы для лекарства. Макаронные фабрики и мясокомбинат готовили для фронта сухари, пищевые концентраты, а также противотанковые бутылки с зажигательной смесью, медикаменты и др. Всесторонняя перестройка промышленности на военный лад продолжала оставаться центральной задачей всех партийных и государственных органов не только в конце 1941 г., но и в течение 1942 г.

5.jpg


 

100-килограммовые авиационные бомбы, которые выпускал Иркутский завод тяжелого машиностроения им. Куйбышева. 1942 г. (?) 
Из собрания Иркутского областного краеведческого музея 
См.: http://www.poklonnayagora.ru/?id_single=1170&part=57

6.jpeg


 

Собирают танк БТ-5 «Зоя Космодемьянская» на Иркутском заводе тяжелого машиностроения им. Куйбышева. Фотограф Иван Шагин. Апрель 1942 г.
 

7.jpg


 


Памятник-танк. Фотография Н. Федотовой. Установлен в Иркутске на пересечении улиц Декабрьских Событий и 1-я Советскаяв память 2-х танковых колонн «Иркутский комсомолец», собранных на заводе тяжелого машиностроения им. Куйбышева как подарок фронту.
Прим.: Боевая машина Т-34 участвовала в боях под Ковелем, Люблином, Вроцлавом и День Победы встретила в Праге

Важной задачей было восстановление эвакуированных промышленных предприятий из западных районов страны. Уже в августе 1941 г. в Иркутск стали приходить первые эшелоны с оборудованием фабрик и заводов, сырьем, рабочими и служащими. Эшелоны с грузами прибывали вплоть до 1943 г. Согласно плану Всесоюзного совета по эвакуации область приняла 22 крупных предприятия, ок. 10 трестов и сырьевых баз. В частности, на завод тяжелого машиностроения им. Куйбышева прибыло оборудование и кадры с Ново- и Старокраматорского машиностроительных заводов Украины. Причем, эвакуация была организована весьма успешно. Еще 27 июня 1941 г. директор Старокраматорского завода Песчаный издал приказ направить пассажирским поездом из Златоуста и Челябинска большую группу рабочих (24 чел.) с поручением «связаться с заводскими и городскими организациями, а также с частным сектором по подготовке жилья для приезжающих семей и принять меры по разгрузке оборудования и его хранению». А вскоре стали прибывать и эшелоны. Станки и машины, связанные с производством проката, были использованы для расширения завода. Монтаж основного оборудования завершился к маю 1942 г. Из 618 единиц оборудования в апреле было введено в эксплуатацию 397. Наибольшие трудности возникли с обеспечением эвакуированных рабочих и служащих жильем. Часть временно осталась жить в вагонах, другие расселились в заводских домах за счет уплотнения жителей. Иркутяне проявили отеческую заботу об украинских машиностроителях, которых война заставила покинуть обжитые места.
 

8.jpg


Один из цехов Иркутского авиационного завода в годы войны
Из собрания Музея Иркутского авиационного завода.
См.: http://irkipedia.ru/content/aviazavod_proizvodstvo_pe_2_na_irkutskom_aviacionnom_zavode_v_1941_go

Вторым крупным предприятием, эвакуированным в ноябре 1941 г. в Иркутск, был Московский авиационный завод № 39. Его оборудование разместилось на производственных площадях авиационного завода № 125. Часть станков установили в здании находящегося неподалеку ремесленного училища № 2. Прибывших с эшелонами 1700 рабочих с их семьями расселили по квартирам в поселке завода. Благодаря принятым мерам в течение двух месяцев оборудование было смонтировано и предприятие приступило к выпуску продукции.
 

9.jpg


 

Один из цехов Иркутского авиационного завода в годы войны
Из собрания Музея Иркутского авиационного завода.
См.: http://irkipedia.ru/content/aviazavod_proizvodstvo_pe_2_na_irkutskom_aviacionnom_zavode_v_1941_go

Кроме того, из оборонных предприятий в Иркутск были эвакуированы патронный и абразивный заводы. Из предприятий легкой и пищевой промышленности, эвакуированных в Иркутск, следует отметить швейную фабрику им. Воровского, фабрику головных уборов из Одессы, а также Смоленскую швейную фабрику (частично, поскольку основное оборудование ее было направлено в г. Пятигорск).

Сюда же были перебазированы 3 обувных предприятия: обувная фабрика из Днепропетровска с 386 рабочими и 27 вагонами оборудования, хромовый завод из Серпухова, модельная мастерская с сырьем из Одессы. Последние два влились в Иркутские обувную и кожевенную фабрики, а Днепропетровская обувная фабрика была сохранена как самостоятельное производство. Ее разместили в недостроенном здании пожарного депо в Ленинском районе. Уже к середине октября 1941 г. фабрика была пущена в строй (оборудование прибыло 5–18 сентября 1941 г.), а к середине декабря она стала выпускать 85% cвоего плана.

В начале войны в Усолье из Крыма было эвакуировано оборудование хлорного цеха Сакского завода. На его основе и при использовании в качестве сырья местных соляных источников организовали хлорное производство, давшее в апреле 1943 г. первую продукцию: хлор и каустическую соду.

Промышленность Иркутска выросла не только за счет эвакуированных предприятий. За первые полтора года войны в области было введено в эксплуатацию на 370 млн руб. оборудования. Объем капиталовложений в 1942 г. составил 136 млн руб. Были пущены – тепловая электростанция с выработкой в 6 тыс. киловатт-часов в Ленинском районе, новая электротурбина на заводе им. Куйбышева, смонтирована новая турбина Центральной ТЭЦ.

Производственные мощности завода им. Куйбышева выросли к 1944 г. в полтора раза, количество металлорежущих станков – почти вдвое. На базе эвакуированного оборудования были организованы механосборочные цеха № 1 и № 5, прокатный, чугунолитейный, сталелитейный, кузнечный и инструментальный. Впервые в своей истории завод освоил выпуск легированной стали, горячий прокат меди на среднесортовом прокатном стане. Выпуск промышленной продукции, имевшей оборонное и народнохозяйственное значение, вырос с 1941 по 1944 г. на 258%. Наряду с выпуском довоенной продукции завод получил задание Государственного Комитета Обороны на производство новых видов металлургического оборудования и оборонной продукции.

Иркутский авиазавод (директор А. Иосилович) буквально накануне войны в 1940 г. получил важное правительственное задание – начать производство бомбардировщиков Пе-2. Перед самой войной была закончена сборка самолета, и он был передан на летные испытания. В январе 1942 г. коллектив завода получил новое задание – наладить выпуск бомбардировщиков Пе-3, а с августа 1942 г. начать серийное производство бомбардировщиков Ил-4. Создание новых типов самолетов потребовало пересмотра всей прежней технологии и организации производства. Выпуску бомбардировщика Ил-4 правительство уделяло большое внимание: директору несколько раз звонил И.В. Сталин и требовал увеличить выпуск самолетов. Не раз приезжал на завод и конструктор С.В. Ильюшин. С целью экономии бензина заводчане стали отправлять самолеты не своим ходом, как раньше, а по железной дороге. Для транспортировки самолет разбирали, помещали его части в погрузочные рамы и контейнеры, а моторы укрепляли в вагонах. С сентября 1943 г. завод стал выпускать самолеты Ер-2 и Ер-2 ОН (особого назначения). Эти самолеты совершали беспосадочные перелеты изИркутска до Москвы, что было в то время рекордом. Использовались такие самолеты для связи с партизанскими районами.

Огромную нагрузку принял на себя с первых же дней войны железнодорожный транспорт. Он выполнял воинские перевозки и перевозку эвакуированных грузов и людей с запада на восток. На транспорте был введен график военного времени. Стал практиковаться пуск спаренных и сдвоенных поездов, возросли скорости движения. Каждые 20 минут требовалось пропускать поезда с грузом и людьми. Если в июле 1941 г. при задании 750 км в сутки Восточно-Сибирская дорога выполняла только 700, то в последней декаде октября средняя суточная скорость достигла 850 км. Были перевыполнены основные показатели использования паровозов в паровозных депо Иркутск-I и Иркутск-Сортировочный.

В связи с призывом в армию в промышленности обострилась проблема кадров. Уже на четвертый день войны принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». По нему вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. В комплексе с принятыми накануне войны мерами это, конечно, сильно ограничивало гражданские и трудовые права трудящихся, но было вынужденной мерой. Были приняты меры к мобилизации на производство неработающего населения, привлечению к труду женщин и подростков. Вырос удельный вес женского труда не только в легкой и пищевой промышленности, но также в тяжелой и оборонной. Только за первые три месяца войны на предприятиях Иркутска из 5146 принятых рабочих было 3236 женщин. Женщины стали работать на самых сложных участках, заниматься высококвалифицированным трудом.

Немалую часть среди нового пополнения рабочего класса составили подростки – бывшие школьники городских школ № 9, 34, 37, железнодорожных школ № 39, 42, 87. Часть подростков после непродолжительной учебы в ремесленных училищах и школах ФЗО пополнила кадры промышленных и транспортных предприятий. Приход на производство молодых рабочих привел к омолаживанию кадров. На заводе им. Куйбышева, например, на 1 апреля 1942 г. более 50% рабочих было моложе 30 лет. Большинство работавших там к 1943 г. имело стаж работы всего 1 год. Конечно, квалификация их была невысокой: рабочие 2–3 разряда на заводе в это время составляли 48,8%, 4–6 разряда – 43,8% и 7–8 разряда – всего 7,4%. Положение несколько спасали старые рабочие-пенсионеры, вернувшиеся на производство с началом войны. Их знания и опыт использовались в первую очередь при обучении молодых рабочих, женщин и подростков. В военное время особое распространение получили различные формы индивидуального и бригадного ученичества. Начиная с1943 г. было обращено особое внимание на повышение квалификации кадров: увеличились сеть кружков техминимума, число стахановских школ.

В мобилизации материальных ресурсов огромную роль сыграли рационализаторы и изобретатели. К октябрю 1941 г. на заводе им. Куйбышева от внедрения 52 рационализаторских предложений экономия составила 231 тыс. руб. Рационализаторы и изобретатели Иркутской обувной фабрики помогли в 1942 г. дополнительно изготовить 10 тыс. пар обуви.

Война вызвала необычайную трудовую и творческую активность трудящихся. Это особенно проявилось в социалистическом соревновании, которое во время войны утратило присущие ему казенщину и формализм и стало серьезной движущей силой. Оно приняло различные формы, как зародившиеся накануне войны, так и возникшие в военное время: движения многостаночников, совместителей профессий, двухстаночников и многостаночников, комсомольско-молодежных и фронтовых бригад. На ВСЖД среди машинистов много было последователей машиниста Н.А. Лунина. Весьма эффективной формой организации стахановского труда, производственного обучения и воспитания молодежи были комсомольско-молодежные бригады, возникшие еще до войны, и фронтовые бригады, появившиеся осенью 1941 г. В тылу нередко совершались настоящие трудовые подвиги, не предусмотренные никакими формами соревнования, возникшие стихийно.

10.jpg


 

Идет погрузка соли для отправки на фронт. Фасовочная мастерская Союзсольсбыта в Усолье-Сибирском.
Из собрания ГАИО. См. кн.: Моя Иркутская область. Иркутск, 2007.

Несмотря на ограниченные силы и средства, продолжалось капитальное строительство, являвшееся необходимым условием дальнейшего развития промышленности. В 1943 г. в области было освоено более 136 млн руб., а всего за годы войны – почти один млрд. Еще более окрепла энергетическая база города: на Иркутской ТЭЦ была смонтирована новая турбина. В 1943–1945 гг. в связи с возросшими воинскими перевозками реконструируется Восточно-Сибирская железная дорога, вводится в строй Кругобайкальское шоссе протяженностью в 108 км, и Иркутск становится крупным дорожным узлом.

В 1944–1945 гг. стали сильнее сказываться негативные последствия войны. Тормозила работу промышленности сильная изношенность техники и оборудования, которые не обновлялись уже много лет. Не была беспредельной и людская энергия, наступала физическая и моральная усталость. Но и в этих тяжелых условиях промышленные предприятия добивались выполнения государственных заданий. Переживший генеральную реконструкцию завод им. Куйбышева обеспечил за 1944–1945 гг. оборудованием более 50 мартеновских печей, 20 коксовых батарей, несколько доменных печей. Только за 6 месяцев 1945 г. на заводе было изготовлено 12 двухметровых шахтных подъемных машин для шахт Донбасса, оборудование для Узбекского металлургического завода, 125-тонные краны для Нижнетагильского завода и др. За время войны авиационный завод выпустил 592 бомбардировщика Пе-2 и 134 тяжелых истребителя Пе-3 бис, 869 бомбардировщиков и торпедоносцев Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2. Больше продукции стала давать легкая промышленность. Так, объем валовой продукции швейных предприятий вырос почти в два раза, а производство кожаной и валяной обуви увеличилось на 164–170%. Производилась она в основном на предприятиях города и вся шла на фронт.

Патриотизм трудящихся города в военные годы проявлялся не только в самоотверженном труде во имя Победы, но и в различных формах материальной помощи фронту. Первым по времени возникновения был Фонд обороны. Он состоял из добровольных пожертвований деньгами, драгоценностями, промышленным сырьем и товарами. Кроме денег в Фонд обороны иркутяне отчисляли однодневные заработки, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за изобретения и др. Железнодорожники внесли на оборону деньги, предназначенные на бытовые и хозяйственные нужды, посвящали фонду поездки. Немалый вклад в создание и укрепление Фонда обороны внесла интеллигенция города. Коллективы театров отчисляли однодневные заработки, писатели и ученые сдавали деньги и драгоценности, гонорары за статьи, изобретения и открытия. Профессор Иркутского университета В. Абольд внес 1000 руб. Крупные денежные суммы внесли профессора мединститута Х. Ходос, А. Соркина, В. Щипачев, К. Сапожков, З. Франк-Каменецкий. В отчислении однодневных заработков приняли участие учителя школ № 9, 13, 15, 34. Продолжались воскресники, посвященные фронту. В 1941 г.  комсомольцы завода им. Куйбышева, организовали 16 ноября воскресник, заработок от которого (3 тыс. руб.) был направлен на строительство военной техники. Через неделю состоялся областной молодежный воскресник с этой же целью.

К 24 апреля 1942 г. поступило 2843 тыс. руб. Комсомольцы взялись своими силами изготовить на эти деньги танки. С Дальнего Востока привезли разбитые танки БТ-5, Т-26. Специально сформированная бригада начала ремонт и оборудование этих танков. В начале мая 1942 г. танковая колонна иркутян, названная «Иркутский комсомолец», была отправлена на фронт. 8 танков (2 танка Т-26 и 6 танков БТ-5) были вручены 206-му запасному стрелковому полку Западного фронта, которым командовал подполковник Д. Василевский. Это было первое в стране вручение боевой техники фронтовикам. В ноябре 1942 г. воинам 7-й армии были вручены остальные 4 танка этой танковой колонны. Вторая танковая колонна «Иркутский комсомолец», состоявшая из 32 танков Т-34 и 2 танков Т-70, была передана 237-му танковому полку накануне битвы под Курском. На ее постройку от комсомольцев и молодежи поступило 12 млн руб.

Кроме сбора средств на танковые колонны «Иркутский комсомолец», трудящиеся города активно участвовали своими сбережениями в строительстве колонны «Иркутский железнодорожник», эскадрилий самолетов «Учитель», «Советский артист». Всего за время войны от трудящихся области на боевую технику поступило более 117 млн руб., в т.ч. от трудящихся города – 14 млн руб.

В связи с выпуском военного займа, поступления в Фонд обороны с 1943 г. прекращаются. Военные займы, а они следовали ежегодно, начиная с апреля 1942 г., и денежные вещевые лотереи были большой материальной нагрузкой для народа. Как правило, рабочие и служащие давали две трети всей суммы подписки. Так, если во время размещения первого займа (1942 г.) рабочие и служащие Иркутской области дали 96 976 тыс. руб. из общей суммы подписки в 131 961 тыс. руб., то в 1943 г. – 112 802 тыс. руб. из общей суммы подписки в 170 185 тыс. рублей, в 1944 г. – 131 994 тыс. руб. из 211 208 тыс. руб. и в 1945 г. – 132 474 тыс. руб. из суммы в 174 531 тыс. руб. Немалые суммы приносила и подписка на денежно-вещевые лотереи военного времени. Только в ходе подписки в первую денежно-вещевую лотерею (декабрь 1941 г.) иркутяне дали ок. 7 млн руб.

Ярким проявлением заботы о Красной Армии был сбор в далеком тылу теплых вещей для фронтовиков. В области инициатором сбора теплых вещей выступили вместе с колхозниками сельхозартель «Гигант» Аларского района, железнодорожники станции Иркутск-II. В городе Иркутске было образовано 608 комитетов для организации этой работы. Кроме одежды и обуви жители города вносили в вещевой фонд сырье для их изготовления. В Иркутске в артели «Шубник» открылся цех для выделки овчин и кож. Всего в июне 1944 г. в области было собрано для фронтовиков 819 тыс. различных вещей.

11.jpg


 

Лыжи – фронту. Фотокорреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда». 1941 г.
См.: http://www.irk.kp.ru/daily/26339/3225838

Уже в первые дни войны сибиряки стали готовить и подарки для воинов. Накануне нового 1942 г. в области было подготовлено 20 вагонов подарков и индивидуальных посылок, содержащих продукты питания, спирт, два вагона мыла. Первый эшелон с подарками от иркутян был направлен в 43-ю армию Западного и 31-ю армию Калининградского фронтов. Второй эшелон из 28 вагонов с 93 тыс. подарков был подготовлен к 24-й годовщине Красной Армии, за ним последовали еще два эшелона. Всего иркутяне отправили на фронт 160 вагонов продовольственных и продуктовых подарков, 4 танка, вагон с мостовыми брусьями, поезд-баню, построенную железнодорожниками Восточно-Сибирской железной дороги. В состав делегации каждого из эшелонов входили представители от рабочих, служащих и интеллигенции Иркутска. Это, в частности, начальник политотдела ВСЖД Н. Щенников, писатель Г. Кунгуров, секретарь обкома комсомола А. Гаврилова, заведующий военным отделом обкома партии И. Городничев, инженер авиазавода Л. Ипполитов, писатель К. Седых, секретарь Сталинского райкома комсомола С. Белова, работник обкома партии И. Сухарев, стрелочник А. Кислицын, мастер завода им. Куйбышева А. Курносов, начальник отдела авиазавода Г. Погорелов и др.

Война сделала многих людей инвалидами. Они требовали заботы, дальнейшего лечения, трудоустройства и обучения новым профессиям. В области было обучено и трудоустроено 93% инвалидов. Важным участком работы была также забота о семьях военнослужащих и детях фронтовиков. Денежный и продовольственный фонд для семей военнослужащих пополнялся за счет пожертвований населения, взносов отдельных предприятий и профсоюзных организаций. Малолетних детей требовалось обеспечить яслями, детсадами, школьникам дать возможность учиться дальше, детей, потерявших родителей, устроить в детские дома. В1940 г. в Иркутске было 56 детских садов, а общее число посещавших их детей – 3145, то к концу войны их стало 79, а посещало их – 10 тыс. детей. Эту работу возглавлял городской Совет, во главе которого находился А. Рудаков.

За трудовые подвиги в 1941–1945 гг. более 86 тыс. иркутян удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За последние годы к ним прибавился еще значительный отряд патриотов, кому в военное время исполнилось едва 14–16 лет и кто в меру своих сил и возможностей успел внести свой вклад в дело Победы. Когда в 1986 г. город Иркутск был награжден орденом Октябрьской Революции, в указе был особо отмечен «вклад трудящихся в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны».

Поделиться: