Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Искусствоведы Эрмитажа и энтомологи СПбГУ нашли среди экспонатов музея самую популярную бабочку

Дата публикации: 02 декабря 2021

Эксперты Санкт-Петербургского государственного университета и Государственного Эрмитажа проанализировали более 500 произведений живописи, графики и прикладного искусства с изображением бабочек. Самой популярной оказалась распространенная в Европе дневная бабочка адмирал. Результаты исследования изданы в виде книги «Бабочки Эрмитажа», подготовленной Государственным Эрмитажем, фондом «Эрмитаж XXI век» и СПбГУ при поддержке проекта «Музей 15/24».

Книга «Бабочки Эрмитажа» стала результатом почти двухлетнего поиска и изучения бабочек на экспонатах Государственного Эрмитажа, а также исследования найденных изображений энтомологами СПбГУ. Многие из этих экспонатов не доступны широкой публике — их фотографии впервые были опубликованы в книге «Бабочки Эрмитажа».

«Перед началом работы мы провели исследование, чтобы понять, не повторяем ли мы чью-то творческую дорогу, — аналогичных изданий мы не нашли нигде в Европе. Этот проект не состоялся бы без заинтересованного и высокопрофессионального участия Санкт-Петербургского университета — ректор Николай Кропачев, ведущие научные сотрудники СПбГУ с самого начала проекта были очень заинтересованы и вдохновляли нас. То, что мы представляем книгу в Университете, оправдано, ведь это издание — во многом заслуга ученых, которые помогли реализовать идею и консультировали нас на всех этапах», — отметила председатель правления фонда «Эрмитаж XXI век», генеральный продюсер книги «Бабочки Эрмитажа» Зорина Мыскова.

Чаще и точнее бабочек воспроизводили в натюрмортах голландские и фламандские художники XVII века — в этих произведениях изображения почти всегда подчеркнуто реалистичны. А на предметах декоративно-прикладного искусства бабочки, напротив, часто фантазийные, скрывающие дефекты материала или технологии.

«В начале XVIII века вслед за Востоком фарфор появился в Майсене — в этом городе впервые стали производить европейский фарфор, так же была названа и его немецкая марка. В то время качество материала было невысокое, после обжига предметы могли выходить с технологическими дефектами — темными точками или другим браком на поверхности. Чтобы скрыть несовершенства, мастера рисовали бабочек и других насекомых, а также цветы и фрукты. Поэтому иногда кажется, что композиция несимметрична», — рассказала руководитель исследовательской группы, хранитель фарфора и керамики, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова.

В рамках исследования энтомологи СПбГУ определили степень достоверности изображения бабочек в произведениях разных стран и эпох. Как отметил научный руководитель работы, старший преподаватель кафедры энтомологии СПбГУ Андрей Корзеев, анализ художественных произведений сопряжен с объективными трудностями.

«Главная сложность — высокая степень стилизации многих изображений, упрощение и искажение внешних признаков. Часто на произведениях появлялись совершенно вымышленные животные. Но, к счастью для нас, некоторые художники изображали насекомых достоверно, порой до степени документальности», — рассказал ученый.

Найденные сотрудниками Эрмитажа изображения бабочек энтомологи разделили на пять групп по степени достоверности изображения — от самых реалистичных до совершенно фантазийных примеров, в которых бабочек можно узнать лишь по общим признакам. Наиболее многочисленная группа представляет собой вымышленные изображения характерного вида бабочки как гусеницы с крылышками, зачастую яркими, однако прототип определить крайне сложно, а если это удается, то лишь до отряда.

Стоит отметить, что чаще всего художники изображали европейские виды бабочек, причем вполне обычные, которые и сейчас можно встретить на улице. Так, лидирует вид Vanessa atalanta — бабочка адмирал из семейства нимфалид, широко распространенная в России и в мире. Ее можно встретить на 17 исследованных произведениях искусства.

«Я не могу объяснить, почему художники так часто использовали этот образ, но изображения привычного нам адмирала встречается как в очень точных примерах, так и в менее достоверных произведениях, где, однако, внешний вид этой бабочки с характерными пятнами на крыльях угадывается вполне четко. Думаю, что причина такой популярности не только в распространенности этого вида, но и в моде, когда художники перенимали образы друг у друга», — рассказал Андрей Корзеев.

Среди других бабочек, часто встречающихся на произведениях искусства из собраний Государственного Эрмитажа, также вполне обычные для европейской природы виды Papillio machaon, или махаон (встречается на семи изображениях), Pieris brassicae, или капустная белянка (найдена на семи изображениях), а также разные ночные бабочки из подсемейства медведицы и семейств павлиноглазки и пяденицы. Но часто художники рисовали бабочек и других беспозвоночных по своему воображению, наделяя их характерными для тех или иных групп чертами.

Во время работы над изданием исследователи Эрмитажа и СПбГУ заметили, что во многих произведениях встречаются мухи, стрекозы, улитки, различные жуки, пауки и другие животные. Этих «спутников» бабочек ученые также классифицировали и отобразили частоту их появления на предметах искусства, возможно, предвосхитив будущие проекты.

«Я уверена, что это далеко не последний совместный проект Университета и Эрмитажа накануне 300-летия старейшего российского вуза России — Санкт-Петербургского государственного университета», — добавила первый проректор СПбГУ Елена Чернова.

С полной версией материала можно ознакомиться на сайте СПбГУ

 

Пресс-служба и сайт СПбГУ spbu.ru

Поделиться: