Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Колокольные звоны Успенского собора Ростовского кремля

Дата публикации: 19 апреля 2023

 

Колокольные звоны Ростова Великого считаются самыми красивыми и мелодичными в России.

"Звон накрывает окрестности облагораживает их и отпугивает нечисть"

Ростовская соборная звонница, вместе с ее огромными древними колоколами и колокольными звонами, – значительное и неповторимое явление историко-культурного наследия России.

К сожалению сейчас в России  остались единицы  уцелевшие с дореволюционных времен старинные колокольные наборы, включающие в себя гигантские сверхтяжелые колокола. И только в Ростове в едином комплексе сохранилась звонница с родным набором древних тысячепудовых колоколов и традиционной практикой исполнения колокольных звонов.

Звонница Ростовского Успенского собора была построена более трех веков назад, в 80-е годы XVII столетия. Она возводилась по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, одновременно с сооружением новой архиерейской резиденции, которая ныне известна под именем «Ростовский кремль». Примерно в те же годы лучшие столичные колокольные мастера отлили для новой ростовской звонницы колокола, вес которых исчислялся тысячами и сотнями пудов. Эти колокола сохранились до наших дней. И сегодня, как и столетия назад, они звучат…

Интересно, что соборная звонница сооружалась в два этапа. Вначале была сооружена стройная трехпролетная конструкция, а немного позднее с северной стороны к ней была пристроена более массивная однопролетная башня, которая специально предназначалась для размещения самого большого колокола весом в две тысячи пудов (36 тонн)

Для исполнения колокольных звонов на соборной звоннице требуется одновременное участие нескольких звонарей. Звонари, находясь на открытой площадке яруса звона, видят друг друга, а главное, каждый из них со своего места может различить движение языка большого колокола, задающего ритм всей мелодии звона. И это позволяет звонарям согласовывать движения и общими усилиями исполнять сложные и гармоничные музыкальные композиции. Именно архитектурное решение звонницы, обилие свободного пространства и линейный способ размещения на ней колоколов позволяли ансамблю звонарей действовать согласованно и сообща исполнять большие звоны с участием всех колоколов.

Изначально на соборной звоннице находилось двенадцать колоколов. Четыре главы звонницы символизировали четырех евангелистов и указывали на четыре стороны света, куда всем народам несли благую весть двенадцать апостолов, символом которых являлись двенадцать колоколов звонницы. Звон ростовских колоколов, таким образом, знаменовал собой апостольскую проповедь. Впоследствии число колоколов соборной звонницы было увеличено до пятнадцати – к старинному колокольному ансамблю добавили два небольших колокола и перенесли на звонницу маленький колокол-ясак.

На звоннице ростовского Успенского собора - 15 колоколов, в том числе четыре древних: времен царей Алексея Михайловича "Тишайшего" и его сына Петра Первого. Для размещения одного из них (самого большого, 32-тонного "Сысоя") к трехпролетной поначалу постройке в XVII веке специально приделали четвертый пролет, который заметно выше остальных. Соседнее с ним помещение тоже единолично занимает 16-тонный "Полиелейный" колокол, ну а менее "весомые" висят уже коллективно: 8-тонный "Лебедь" - с одним из "Безымянных", 171-пудовый "Голодарь" и 80-пудовый "Баран" (самый старый, отлит в 1654 году) - со всеми остальными.

Колокола на звоннице известны поименно, хотя четыре из них носят название «Безымянных». Вот их список:

• Сысой – 2000 пудов, 1681г. Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя.
• Полиелейный ? 1000 пудов, 1687г. Название по-гречески означает «многомилостивый».
• Лебедь – 500 пудов, 1687г. Назван так за красивый «полетный» голос.
• Баран (Боран) – 80 пудов, 1654г.
• Голодарь – 140 пудов, 1807г. (по другим данным – 1854г.), отлит из двух разбившихся колоколов под названием Голодарь 1-й и Голодарь2-й. Название произошло от того, что в эти колокола звонили во время Великого Поста.
• Красный – 30 пудов, XVIIв.
• Козел – 20 пудов, XVIIв.
• Ионафановский ?106 кг, 1894г.
• Безымянный 1-й ? 176,6 кг, XVIIв.
• Безымянный 2-й ? 140,8 кг, XVIIв.
• Безымянный 3-й ? 80,6 кг, XVII в.
• Безымянный 4-й ? 71 кг, XVII в.
• Зазвонный 1-й ? 76,6 кг, XVII в.
• Зазвонный 2-й ? 41,9 кг, XVII в.
• Ясак (Зазвонный 3-й) ? 24 кг, XVIIв.

О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России или Золотым кольцом. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский... Сейчас в музыкальных магазинах или церковных лавках можно найти диски с записями звонов. Но, конечно, лучше всего услышать их в самом городе. Как писал об этом композитор С.В.Смоленский в большой статье «О колокольном звоне в России» 1906 года: «Здесь ? созвучные, подобранные, большие колокола; на озере от них ? "звон в небе", который, кажется, только и можно сравнить с торжественным величием северного сияния. " Но нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь..."  В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно "неземная музыка", и не знаю я, есть ли еще в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом». Это, конечно же, можно сделать и сейчас, если знать расписание звонов.

Особенностью ростовской звонницы служит то обстоятельство, что от самого основания до яруса звона здание имеет сплошные пустоты, что превращает его в превосходный резонатор и создает особый акустический эффект, усиливающий мощное звучание огромных колоколов.

Звонница увенчана четырьмя главками, поставленными в линию. Каждый арочный пролет завершен вверху килевидной закомарой, над каждым из них возвышается глава, установленная на круглом барабане и увенчанная крестом.

Колокольный звон - это молитва в звуке. Он всегда информировал тех, кто не может прийти в храм, о том, что именно на службе сейчас происходит. Верующие и знающие люди это понимают.

С 17-23 апреля на территории нижегородского кремля на восстановленной колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора в рамках Пасхальных торжеств на Светлой седмице проходит ежегодный фестиваль колокольного искусства «Благовест».

Организаторы фестиваля – Нижегородское благочиние Нижегородской епархии, храмовый комплекс Нижегородского кремля, Нижегородская школа колокольного звона при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.

 

 

Информационная служба Всероссийского портала  "Молодой специалист" msrabota.ru

Поделиться: