Дата публикации: 26 августа 2021
Когда наш мозг слушает концерт Баха или последние поп-мелодии на Spotify, он автоматически предсказывает, чем закончится мелодия, - пишет eurekalert.org.
Предыдущие представления о том, как человеческий мозг обрабатывает музыку, предполагали, что музыкальные фразы воспринимаются при вспоминании музыки. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, предполагает, что человеческий мозг учитывает то, что было раньше, чтобы предвидеть, что будет дальше.
«Мозг постоянно на шаг впереди и ожидает того, что вот-вот должно произойти, - сказал Нильс Чр. Хансен - научный сотрудник Орхусского института перспективных исследований и один из двух ведущих авторов статьи. - Это открытие ставит под сомнение предыдущие предположения о том, что музыкальные фразы кажутся законченными только после того, как следующая фраза началась».
Хансен и его коллеги сосредоточили свои исследования на одной из основных единиц музыки, музыкальной фразе - последовательности или паттерне звуков, которые образуют отдельную музыкальную «мысль» в мелодии. Подобно предложению, музыкальная фраза - связная и завершенная часть большего целого, но она может закончиться некоторой неопределенностью в отношении того, что будет дальше в мелодии. Новое исследование показывает, что слушатели используют эти моменты неопределенности или высокой энтропии, чтобы определить, где заканчивается одна фраза и начинается другая.
«Мы мало что знаем о том, как мозг определяет, когда что-то начинается и когда заканчивается, - сказал Хансен. - Здесь музыка представляет собой идеальную область для измерения того, что иначе трудно измерить, а именно неопределенности».
Чтобы изучить способность мозга к предсказанию музыки, исследователи попросили 38 участников послушать, нота за нотой, хоральные мелодии Баха. Участники могли приостанавливать и перезапускать музыку, нажимая клавишу пробела на клавиатуре компьютера.
Участникам сказали, что потом будут проверять, насколько хорошо они запоминают мелодии. Это позволило исследователям использовать время, в течение которого участники слушали каждый тон, как косвенную меру своего понимания музыкальной фразировки.
Во втором эксперименте 31 участник прослушали одни и те же музыкальные фразы, а затем оценили, насколько полно они звучали. Участники оценили мелодии, которые заканчивались на высокоэнтропийных тонах, как более полные - и задерживались на них дольше.
«Мы смогли показать, что люди склонны воспринимать высокоэнтропийные тона как окончания музыкальных фраз. Это фундаментальное исследование, которое позволяет нам лучше понять, как человеческий мозг приобретает новые знания не только из музыки, но и когда дело доходит до языка, движений или других вещей, которые происходят с течением времени», - сказал Хейли Крагнесс, научный сотрудник Университет Торонто в Скарборо и второй ведущий автор статьи.
Исследователи надеются, что в долгосрочной перспективе результаты можно будет использовать для оптимизации коммуникации и взаимодействия между людьми или, в качестве альтернативы, для понимания того, как художники могут обманывать ожидания аудитории.
«Это исследование показывает, что люди используют статистические свойства окружающего мира не только для прогнозирования того, что может произойти дальше, но и для анализа потоков сложных, непрерывных входных данных и деления их на более мелкие, более управляемые сегменты информации», - сказал Хансен.