Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Омск. Трудовой подвиг омичей в годы Великой Отечественной войны

Дата публикации: 16 декабря 2020

Информационно-патриотический проект «Мост памяти -города трудовой доблести»

Проект «Мост памяти» - объединение городов Трудовой доблести и городов Героев РФ с помощью цифровизации памятников архитектуры, посвящённых Великой Отечественной войне 1941- 1945гг., а также создание в Российском сегменте интернета, историко-туристического кластера, соединяющих города Трудовой доблести, производства и промышленность, ковавших победу в военное время и современное высокотехнологичное производство, укрепляющие мощь и экономику России.
 

Главная цель – сохранение исторической памяти населения путем патриотического воспитания молодежи. Информация должна быть доступна для всех слоев населения. Создание позитивного экономического образа современной России, на примере трудового подвига в период великой отечественной войны. Объединить информацию об исторической памяти в единый историко-патриотический и профориентируемый блок для воспитания патриотизма у современной молодежи. 

 

Омск — один из старейших городов Сибири. С момента основания ему была уготована роль военного поселения по защите интересов России, а впоследствии он превратился в важный военно-политический и административный центр. 

В 1839 году в Омск перемещается из Тобольска военное и гражданское управление Западной Сибири во главе с генерал-губернатором. Омск становится городом военных и чиновников. Постоянно идет развитие промышленности. В 1883 году в Омске было 15 заводов. Рост торговли и промышленности особенно активизировался накануне первой мировой войны. Гражданская война

 привела промышленность к всеобщей разрухе, но в период НЭПа промышленность в Омске начинает возрождаться. Были введены в строй механический завод, суконная фабрика, кожевенный завод, мастерские по ремонту сельхозтехники. 

Бурное развитие промышленности начинается после образования в 1934 году Омской области. Экономический Совет СНК СССР принял постановление о строительстве в Омске шинного завода. В то же время были приняты решения о строительстве авиационного завода № 166, кордной фабрики, автосборочного завода и других предприятий. В 1940 году омские предприятия выпустили продукции в 30 раз больше, чем в 1913 году. Изменилась и структура промышленности: доля машиностроения и металлообработки увеличилась до 37 процентов в 1940 году. Имевшийся в предвоенные годы производственный потенциал Омской области, а именно наличие свыше 10 тысяч предприятий с численностью рабочих 50,4 тысяч человек, строившиеся в годы третьей пятилетки новые фабрики и заводы стали базой для размещения пятой части предприятий, эвакуированных в Западную Сибирь. 

 

С первых дней Великой Отечественной войны был образован Совет по эвакуации. Решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 5 июля 1941 г. Омск был включен в число городов Западной Сибири, куда вывозилось оборудование авиационных и других оборонных заводов. 

Промышленность Омской области в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг. )

Эвакуация и размещение в области около 110 промышленных предприятий, из них свыше 80-ти в г. Омске и связанное с этим большое промышленное строительство привели к изменению структуры промышленности и росту ее валовой продукции:

Отрасли промышленности194019411942194319441945

В % к 1940 году

в том числе:

Металлообрабатывающая

100

100

119

101

329

688

406

899

494

1097

420

914

Деревообрабатывающая

Кожмеховая

100

100

101

116

87, 5

168

114

226

132

251

112

192

Швейная

Химическая

100

100

137

107

217

212

198

114

307

78, 2

299

76, 2

Пищевая10083, 774, 364, 771, 765, 0
Резиноасбестовая (в млн. руб. )0, 20, 836, 937, 052, 150, 7

Омичи - фронту: Омская область в Великой Отечественной


Первые эшелоны с оборудованием и людьми прибыли в Омск уже 14 июля на авиазавод № 166. Его строительство началось в 1939 году (сейчас это территория моторостроительного завода им. Баранова). Сначала на заводе предполагали изготавливать деревянные детали к самолетам. Однако в 1940 году его перепрофилировали в моторостроительный. К началу войны были построены четыре основных корпуса и несколько вспомогательных. Прибывшим 14 июля специалистам и рабочим авиазавода № 81 и авиазавода № 156 предстояло объединить усилия с омскими авиастроителями и начать в ближайшее время производство самолетов. 

Следует отметить, что авиазавод № 156 был создан в 1922 году как опытное производство для конструкторского бюро, которое возглавил Андрей Николаевич Туполев. С участием авиастроителей и конструкторов этого завода в предвоенные годы было создано более тридцати туполевских самолетов. На этих самолетах было установлено 78 мировых рекордов, совершено 28 уникальных перелетов. Перелет В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер на «АНТ-25» явился таким же достижением науки и техники, каким позже стал полет Юрия Гагарина в космос. 

Естественно, вместе с авиазаводом № 156 в Омск прибыл его главный конструктор А.Н.Туполев, который стал главным инженером омского авиазавода № 166. Первоначально конструкторское бюро А.Н. Туполева размещалось в авиамастерских аэропорта, а затем в здании Иртышского пароходства. 

В первые числа сентября в Омск пришла весть об эвакуации из Запорожья моторостроительного завода № 29 им. Баранова, и территория авиазавода № 166 была передана этому заводу. Авиационный № 166 переехал на территорию строящегося автосборочного предприятия (сегодня это проходные ПО «Полет», перед которыми установлен макет истребителя ЯК-9), а также на действующий завод автотракторных прицепов имени Коминтерна (размещался на территории нынешнего завода им. К. Маркс). В его корпусах разместилось более 20 цехов 166-го. К заводу отошли также авиационные мастерские аэропорта. 

Производство боевых самолетов в г. Омске в годы Великой Отечественной войны

14 июля 1941 года в Омск прибыл первый железнодорожный эшелон с оборудованием, семьями специалистов и рабочих московских авиазаводов: N 81 - серийного и N 156 - опытно - конструкторского. На базе этих заводов разворачивалось новое авиа производство.

24 июля 1941 года исполняющий обязанности нового предприятия, известный летчик, удостоенный золотой медали N1 Героя Советского Союза

А. B. Ляпидевский объявил приказ наркома авиапромышленности об объединении 81-го, 156-го и 166-го заводов в один с присвоением ему номера 166. 

166-й завод в 40-х годах должен был стать автосборочным филиалом Горьковского автозавода. Под его производственные интересы создавались шинный завод и кордная фабрика. 

Вместе с заводом N 156 в Омск прибыло конструкторское бюро А. Н. Туполева. С 1 сентября 1941 года директором завода был назначен Л. П. Cоколов.

В Омске организовал производство авиамоторов завод им. П. И. Баранова, эвакуированный из г. Запорожье. 

C середины октября 1941 года авиазавод вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый ТУ-2 - фронтовой бомбардировщик. В январе 1942 года он взлетел с заводской взлетно-посадочной полосы (Ныне Космический проспект). За разработкой и выпуском самолета с особым вниманием следил И. B. Сталин.

Авиазавод No 156 (конструктор-Туполев А.Н)

 Создан в 1922 году как опытное производство для конструкторского бюро, которое возглавил Андрей Николаевич Туполев. В предвоенные годы было создано более тридцати туполевских самолетов.

На этих самолетах было установлено 78 мировых рекордов, совершено 28 уникальных перелетов.

Перелет В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер на «АНТ-25».

Андрей Николаевич Туполев

В октябре месяце авиазавод начал собирать из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, первый фронтовой бомбардировщик ТУ-2. Руководил сборочными работами по поручению А.Н.Туполева Сергей Павлович Королев — будущий завоеватель космоса, выдающийся конструктор космических аппаратов. Он был, как и А.Н.Туполев, арестован в 1938 г. как «вредитель военной техники», прошел ГУЛАГ на Колыме и был отозван А.Н.Туполевым в «зону» в Болшево в Особое конструкторское бюро НКВД № 29. 

Первый ТУ-2 собрали 9 декабря 1941 года, в воздух он поднялся в январе, а испытания первого омского бомбардировщика начались 15 февраля 1942 года. Первый полк бомбардировщиков с летного поля Омского летно-технического училища был отправлен 15 сентября 1942 года в третью Воздушную армию Калининского фронта, которой командовал прославленный летчик, генерал-майор М.М.Громов. На проводах авиаполка присутствовали директор авиазавода Л.П.Соколов, главный инженер Н.И.Полонский, а также А.Н.Туполев, С.П.Королев, рабочие, сотрудники ОКБ, курсанты и командиры летного училища. В 1942 году на заводе собрали 78 самолетов ТУ-2. Испытания на Калининском фронте получили положительные оценки военных. Но 7 июля 1942 года постановлением ГКО СССР самолет был снят с производства (постановление было инициировано И.В.Сталиным, считавшим, что ВВС тогда были нужнее истребители). 

В последующем ТУ-2 начали строить на московском заводе им. Хруничева, а 166-й завод начал производить и испытывать ЯК-7, который был проще в изготовлении, но превосходил по боевым качествам многие аналогичные немецкие самолеты. Этот тип самолета являлся самым массовым советским истребителем в Великую Отечественную войну. За один год (с 1942 по 1943 гг.) было выпущено 1405 самолетов ЯК-7. Со второй половины 1943 г. началось производство более совершенного ЯК-9У. Их было изготовлено около 2-х тысяч. На самолетах ЯК-9У воевали прославленные летчики французского полка «Нормандия — Неман». Коллектив завода № 166 шефствовал над этим полком. В полку постоянно находилась заводская ремонтная бригада. Омичи В.А.Гуреев, И.И.Штепа, И.Д.Барабаш, Г.К.Москаленко «лечили» самолеты после воздушных боев. В помощь им и техникам полка в 1943 году комсомольцы завода во внеурочное время построили на базе автомобиля ЗИС-5 передвижную ремонтную мастерскую. 

Другим крупнейшим заводом, эвакуированным в Омск и ставшим впоследствии одним из градообразующих предприятий, был завод им. Баранова из Запорожья. В 1056 вагонах в Омск было доставлено более 2000 единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, более 2,5 тысячи единиц нестандартного оборудования, более 6 тысяч единиц оргоснастки. С заводом в Омск приехало 18500 человек в т.ч. 8800 рабочих. 6-7 ноября на заводе им. Баранова в Омске были собраны первые авиационные двигатели М-88. Завод начал выполнять программу по выпуску авиамоторов. Наряду с выпуском прежних двигателей заводом в короткий срок осваивались новые, более мощные двигатели. За время войны на заводе выпускались моторы М-88Б, АШ-82 ФН и другие. Моторы «барановцев» устанавливались на многих марках самолетов, в том числе на истребителях ЛА-5, на одном из которых трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника. 

Ленинградский Радиозавод им. Козицкого

Первый эшелон из Ленинграда с оборудованием радиозавода им. Козицкого прибыл 3 сентября 1941 года. Завод расположился в только что построенном корпусе пединститута по ул. Гусарова. С оборудованием из Ленинграда прибыло более 800 рабочих и инженерно-технических работников. Облисполком принял решение о выделении для ленинградцев 500 квартир. В феврале 1942 года на фронт была отправлена первая партия танковых радиостанций. С 1943 года на заводе начали выпускать усовершенствованную радиостанцию «10-РТ», которая обеспечивала связь между танками на расстоянии 20-25 км. Это значительно улучшало управление танковыми соединениями. 

Омский завод No174

Омский завод No 174. В 1942 г. заводской коллектив начал выпускать танки Т-34 и в течение года выдал 417 машин.

В 1943 г. завод, преодолевая трудности, собрал и направил на фронт 1347 танков, или более чем в три раза по сравнению с 1942 г.

В 1944 г. было выпущено 2163 машины, а за годы войны — 5700 танков.

 

Моторостроительный завод им.Баранова

Первые эшелоны с оборудованием и людьми прибыли в Омск уже 14 июля на авиазавод No 166. Его строительство началось в 1939 году (сейчас это территория моторостроительного завода им. Баранова). Сначала на заводе предполагали изготавливать деревянные детали к самолетам. Однако в 1940 году он стал моторостроительным. Вместе с авиазаводом No 156 в Омск прибыл его главный конструктор А.Н.Туполев, который стал главным инженером омского авиазавода No 166.

 

Ленинградский Оптико-механический завод Прогресс

Из города на Неве поступило также оборудование оптико-механического завода «Прогресс», который нашел приют в корпусах сельскохозяйственного и ветеринарного институтов. Прибывшие руководители и специалисты вместе с омичами через две недели, как того требовал ГКО, на новом месте начали выпуск продукции. На фронт были отправлены артиллерийские прицелы, стереотрубы, бинокли и другие сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок. 

Оптико-механический завод

«Прогресс»

Из Ленинграда поступило оборудование оптико-механического завода «Прогресс», который нашел приют в корпусах сельскохозяйственного и ветеринарного институтов. Через две недели на новом месте начали выпуск продукции.

На фронт были отправлены артиллерийские прицелы, стереотрубы, бинокли и другие сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок.

 

Завод электротехнической аппаратуры
 

В начале декабря из Краснодара прибыло оборудование завода измерительных приборов, которое объединилось с эвакуированным ранее из Киева заводом электротехнической аппаратуры и составило основу завода «Омскэлектроточприбор». К началу 1942 года на заводе № 634 изготовлялось 75 процентов выпускаемых в стране малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100 процентов электрических аппаратов (РУ) для морских боевых мин. Коллектив завода в годы войны выпускал ежегодно по 140-150 тыс. электроизмерительных приборов и по 38-42 тыс. добавочных устройств для них, а также сотни аппаратов для армии и флота. Помимо основной номенклатуры — электротехнических взрывных устройств для минной техники и электроизмерительных приборов — специалисты завода, выполняя задания правительства, освоили в производстве специальную осветительную аппаратуру для зенитной артиллерии типа «Свет», разработали и изготовили около 6000 различных стендов, пультов, испытательной аппаратуры для размагничивания кораблей. 

Производство  танков т-34 в г. Омске в годы Великой Отечественной войны

В ноябре 1941 года решением Государственного комитета обороны Омский паровозовагоноремонтный завод был передан из системы Наркомата путей сообщения в Наркомат танковой промышленности. На освободившейся производственной площади было размещено оборудование Ворошиловградского паровозостроительного завода им. Октябрьской революции. 

В марте 1942 года в Омск из г. Чкаловска (ныне Оренбург) перебазировался со своим оборудованием Ленинградский танковый завод имени Ворошилова. Вместе с ним прибыли рабочие и служащие Великолукского паровозовагоноремонтного завода. Cозданный на основе всех этих предприятий завод получил наименование: завод N 174 Наркомата танковой промышленности. 

В мае 1942 года на фронт была отправлена первая партия боевых машин

- знаменитых "тридцатьчетверок", по праву получивших звание лучшего танка Второй мировой войны. 

В начале 1944 года на танк вместо 76-миллиметровых стали устанавливать 85-ти миллиметровые пушки.

На завершающих этапах войны из ворот предприятия ежемесячно выходило до трехсот боевых машин. 

Омская правда. 1995. 15 февр. 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

Постановление N 1828 от 16 ноября 1942 года

Москва, Кремль

В 1942 году на базе Омского паровозовагоноремонтного завода и принятого оборудования с заводов такого же профиля из Ворошиловграда, Конотопа, Брянска в Омске был создан завод № 173 танковой промышленности. В последующем, при перебазировании в Омск Ленинградского завода № 174, выпускавшего танки Т-50, омский танковый завод получает этот номерной знак. В начале 1942 года завод получает задание организовать выпуск танков Т-34. В сжатые сроки был проведен огромный объем работ по размещению оборудования, строительству новых корпусов, изготовлению оснащения, и уже в мае 1942 года на фронт была отправлена первая партия танков Т-34. В октябре 1942 года на завод прибыла группа рабочих и служащих Сталинградского тракторного завода. Директор этого предприятия К.А.Задорожный назначается руководителем завода № 174. На этой должности он проработал до конца войны и превратил крупнейшее предприятие в одно из передовых в наркомате. Производство танков к концу войны выросло в 5 раз. 

Всего за годы войны на заводе изготовлено около 7000 танков Т-34, которые по праву считались лучшими танками периода второй мировой войны, а также более одного миллиона корпусов снарядов ОС-122, около 300 тысяч корпусов снарядов БМ-13 для гвардейских реактивных минометов «Катюша» и другой военной продукции. 19 апреля 1944 года отравлена на фронт танковая колонна «Сибиряк», построенная на средства заводчан. ГУП «Омсктрансмаш», заново отстроенный в 80-е годы, выпускает танки Т-80 различных модификаций, мощность газотурбинного двигателя составляет 1250 лошадиных сил и более, с ракетно-пушечным вооружением, автоматом заряжения. 

Ленинградский шинный завод
 

Оборудование Ленинградского шинного завода прибыло в Омск 11 августа 1941 года. Специалисты-шинники из Ленинграда, Москвы, Ярославля помогли омичам смонтировать оборудование, наладить производство. В январе 1942 года был пущен в эксплуатацию первый шинный завод на востоке страны. 

Ярославский  и частично Кудиновского сажевых заводов
 

В 1942 году на базе оборудования, эвакуированного с Ярославского и частично Кудиновского сажевых заводов, началось строительство омского предприятия. Первая продукция выпущена 27 апреля 1944 года. Мощность производства составляла 10 тысяч тонн. 

В целом к концу 1941 года в Омскую область было эвакуировано 90 промышленных предприятий, из них 56 металлообрабатывающей промышленности, 7 — пищевой, 27 — кожевенной, текстильной, химической и других отраслей промышленности. Большинство разместилось на базе ранее действующих предприятий, остальные 40 организованы вновь. 

ПО «Полет»

В первые числа сентября в Омск пришла весть об эвакуации из Запорожья моторостроительного завода No 29 им. Баранова, и территория авиазавода No 166 была передана этому заводу.

Авиационный No 166 переехал на территорию строящегося автосборочного предприятия (сегодня это проходные ПО «Полет», перед которыми установлен макет истребителя ЯК-9).

В его корпусах разместилось более 20 цехов 166-го. К заводу отошли также авиационные мастерские аэропорта.

Сборка моноплана ТУ-2

 

К началу ноября 1941 года в Омскую область прибыло 180 тысяч человек эвакуированного населения, из них 26 тысяч детей. 

Всего за годы войны область приняла 214235 человек эвакуированных, из них около 30 тысяч детей. 

Большая работа проводилась по переводу действующих предприятий г. Омска на производство военной продукции. Сибзавод, производивший сельхозтехнику, уже в ноябре 1941 года освоил выпуск 37-миллиметровых зенитных снарядов. В декабре стал выпускать корпус и зарядные камеры для реактивных снарядов знаменитых «Катюш». На заводе «Мотор» начали изготавливать корпуса 150 мм осколочных мин. Суконная фабрика увеличила выпуск серо-шинельного сукна и к 19 августа 1941 года отгрузила 100,9 тысяч метров. На суконной фабрике было размещено оборудование Ворошиловградской и Ростовской фабрик, Купавинской тонкосуконной и Харьковской фабрики «Красная нить». Целиком на армию отгружали свою продукцию обувная фабрика, предприятия мясной и молочной продукции. Овчинно-шубный завод за 1942 год направил на фронт 84000 бекеш, 4600 полушубков, 2300 меховых жилетов и 40 тысяч пар рукавиц. Сибирь давала Красной Армии 80 процентов валенок, до половины их производилось на Омском пимокатном заводе и в артелях. 

К началу войны Омская железная дорога была одна из протяженных в Советском Союзе. Ее длина составляла 1899 километров. Она занимала особое связующее положение между Сибирью и Европейской частью страны. 

В 1941 году на Омской железной дороге началось строительство бронепоездов. В оперативный штаб по их постройке вошли начальник паровозного депо Омска В.М.Солнцев, опытные инженеры С.А.Дворжец, В.Г.Шамов, А.П.Беляков, сменный мастер Г.Е.Коваленко и другие. Они готовили чертежи бронепоездов, формировали и обучали рабочие бригады. 

Первый бронепоезд, получивший наименование «Омский железнодорожник», был построен в начале 1941 года. Тогда же была сформирована команда боевой машины Красноармейцами стали машинисты Волобуев, Симаков, Косяков, их помощники Головин, Кобасин, кочегар Зайцев, техник Широких, радисты Новиков и Васильев. 15 марта 1942 года после торжественных проводов «Омский железнодорожник» вместе с другим бронепоездом – «Сибиряк-барабинец», также построенном на Омской магистрали, отправились на фронт. Вскоре на Омском паровозовагоноремонтном заводе были построены бронепоезда «Победа», «За Родину». Их повели на фронт опытные машинисты В.Федулов, Г.Высотский, помощники машинистов М.Бушуев, А.Дутов, П.Коротков, Н.Докучаев и др. В июне 1942 года со станции Омск были отправлены два бронепоезда: «Киров», построенный в локомотивном депо Омск, и «Североказахстанец» — детище железнодорожников г. Петропавловска. В октябре 1942 года двинулся на фронт бронепоезд, построенный в г. Ишиме. Участвовал в разгроме фашистов и бронепоезд «Омский мопровец», построенный на средства омичей в г.Красноярске. На его создание омские мопровцы собрали свыше 2 млн. рублей. Этот бронепоезд был торжественно передан Красной Армии и отбыл на фронт со станции Омск 17 июля 1943 года. 

Вот как описывал в письме к сибирякам боевые действия команды омских бронепоездов командир соединения (куда входил и «Омский мопровец») Мириджанов: «Ваша боевая машина живет и здравствует. На боевом счету бронепоезда немало уничтоженной техники и живой силы врага. Только в летних боях 1944 г. «Омский мопровец» уничтожил 32 орудия разных калибров, 12 минометов, 6 танков, 7 дзотов, сбил 3 самолета противника. Бронепоезд охраняет прифронтовые железные дороги и готов в любую минуту к схватке с врагом» 

Миллионы рублей передали железнодорожники на строительство боевой техники. На их средства была в частности построена танковая колонна «Омский железнодорожник». В августе 1941 года на Омском узле в воскреснике участвовало 16438 железнодорожников и членов их семей. В этот день было отремонтировано несколько паровозов, более 20 вагонов, сменено несколько стрелочных переводов, поведена очистка пути. Заработанные 69,5 тысяч рублей были переданы на строительство боевых самолетов. 

В 1942 году оказана  помощь фронту со стороны железнодорожников, которые с радостью воспринимались красноармейцами. В 1942 году были построены омичами два поезда-бани. В размещенных в нескольких вагонах банях можно было в затишье между боями помыться и даже попариться. И второе. Железнодорожники обеспечивали доставку фронтовикам подарков от трудящихся области. К новому 1942 году омские машинисты повели первый эшелон с подарками на Калининский фронт. 15 февраля 1942 года делегация во главе с секретарем обкома партии Е. Тетеревым выехала из Омска на Ленинградский фронт. В этом поезде, состоявшем из 24 вагонов, на фронт было доставлено 20 тысяч подарков весом 176 тонн на сумму 2 млн. 226 тысяч рублей. В посылки были вложены 12760 писем, 1500 экземпляров специального выпуска газеты «Омская правда», посвященного бойцам Ленинградского фронта. Вскоре в Ленинград был направлен еще один эшелон с подарками, — теперь уже состав состоял из 51 вагона. Осенью 1943 года омичи направили защитникам Ленинграда 20 вагонов с маслом и молочными продуктами, а воинам 65 гвардейской Сибирской дивизии — 28 вагонов с 15656 подарками, с вложенными в них тысячами поздравлений с 26-й годовщиной Октября. 

В Омскую область в начале войны эвакуировались не только заводы и фабрики, но и строительно-монтажные тресты с большим набором машин и оборудования, радиостанция РВ-49, учреждения и организации, в том числе Наркоматы мясо-молочной промышленности СССР и РСФСР, Наркоматы земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина. В октябре 1941 года было принято решение о размещении в Омске театра им. Вахтангова. Первый спектакль на омской сцене театр поставил 29 ноября (пьеса В.Шекспира «Много шума из ничего»). 

С первых дней войны большую организаторскую и воспитательную работу проводили в Омске и области партийные, комсомольские и другие общественные организации. Размещением эвакуированных предприятий занимался специальный штаб во главе с секретарем обкома ВКП(б) Л.И.Кузиком. Трудностей и непредвиденных обстоятельств было много. 

Так, в Омске было разгружено несколько сот вагонов с оборудованием, которое планировалось разместить в других городах. Эта необходимая мера диктовалась потребностями в вагонах для срочной перевозки сибирских дивизий на защиту Москвы. Штаб оперативно распределил это оборудование по омским предприятиям. Таким образом были размещены мыловаренный завод и табачная фабрика. Они заняли помещения пивоваренного завода им. Юргенсона и только что построенное здание профилактория Сибзавода. 

Уже в августе бюро Омского горкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о переходе завода им. Куйбышева на выпуск военной продукции, а бюро обкома партии приняло постановление о приеме, устройстве и обслуживании эвакуированного населения. 

В декабре 1941 года состоялся VIII объединенный пленум Омского областного и городского комитетов ВКП(б), на котором были подведены итоги работы области за 1941 год. В фонд обороны внесено 23 миллиона рублей, 132 тысячи пудов разных продуктов, более 160 тысяч теплых вещей. Промышленность области выпустила продукции на 16,3 % больше, чем в 1940 году. 

С первых дней Великой Отечественной войны партийные организации поддерживали почин омичей: «Все для фронта, все для победы!». Суть патриотического призыва заключалась в лучшем использовании оборудования, овладении смежными профессиями, творческом отношении к труду, повышении его производительности. Широкое развитие получило движение двухсотников, трехсотников и даже тысячников, трудившихся под лозунгом: работать за себя и за товарища. Механик завода «Электроточприбор» А.Рожон давал выработку до 600-900%. он сделал специальное приспособление, позволившее заменить ручную обработку сложной детали на механическую. Вместо 30 минут стал обрабатывать деталь за 30 секунд. За смену 30 июня 1942 года ему удалось выполнить месячную норму. 

Всемерную поддержку получило движение «тысячников», в его ряды входили передовики производства, которые вырабатывали по 1000 нормо-часов. Первыми «тысячниками» на авиазаводе № 166 стали В.В.Красенков, И.С.Григоров, Н.Н.Заворотищев, Л.Н.Долгополов. Всего тридцать семь рабочих носили это звание. По призыву комсомольцев сверх плана, во внеурочное время, было изготовлено две эскадрильи Як-9. Одним из инициаторов этого почина стал комсорг сборочного цеха С.П.Строков. 

Такие примеры были на многих предприятиях. Подобные инициативы являлись проявлением высокой сознательности советских людей и являлись важнейшим источником победы нашего народа в борьбе с фашизмом. 

В 1941-1943 гг. на предприятиях Омска трудилось 35 тысяч молодых людей. Они пришли на смену рабочим и специалистам, ушедшим на военную службу. Так, с Сибзавода в первые месяцы войны было мобилизовано около 600 человек, в том числе 134 токаря, 73 слесаря, 26 фрезеровщиков, 27 шлифовальщиков. 

Большой размах получило движение по созданию комсомольско-молодежных бригад. Первую такую бригаду возглавил секретарь комитета ВЛКСМ автосборочного завода Мыльников. Он же выступил инициатором совмещения профессий. Осенью 1941 года появились «фронтовые бригады», работавшие под девизом: «В труде, как в бою». К концу 1942 года в г. Омске работали 417 комсомольско-молодежных бригад. К концу войны их насчитывалось 2718, в том числе 1126 фронтовых и гвардейских. На заводе им. Баранова звание «гвардейских бригад» присваивалось только коллективам, выполнившим задания не менее чем на 200%, не имевшим брака, нарушений трудовой и производственной дисциплины. 

В письме трудящихся Омской области бойцам и командирам 308-й гвардейской Краснознаменной Рогачевской дивизии (письмо подписали 511682 человека) в сентябре 1944 года отмечалось, что «на наших предприятиях выросли десятки и сотни героев труда. Ибрагим Валеев — знатный сталевар завода, где директором тов. Задорожный, получил звание лауреата Сталинской премии и награжден орденом Трудового Красного знамени. Знатный кузнец того же завода тов. М.С.Долженко, награжденный орденом Красной звезды, в 4 раза перевыполняет норму. За троих, за четверых работают стахановцы слесари П.Константинов, А.Ларичев, А.Федоров. Шлифовальщик К.Плетнев награжден медалью «За трудовую доблесть». Иван Михайлович Казаченко — бригадир гвардейской бригады завода, где директором тов. Борисов, награжден за трудовые подвиги орденом Красной звезды. На этом же заводе гвардейская бригада Ульяны Лукьяновны Бабенко, награжденной орденом Красной звезды, высвободила из состава своей бригады 7 человек и, несмотря на это, вдвое перевыполняет нормы» 

В годы войны с полным напряжением сил трудились работники сельского хозяйства Омской области. Война вызвала серьезные трудности. В Красную Армию была мобилизована значительная часть рядовых тружеников, руководящих кадров, механизаторов. В области в 1941 году из МТС выбыло 60 процентов комбайнеров, 65 процентов трактористов. Молодые кадры в 1942 году составили в корпусе председателей колхозов 60 процентов, директоров МТС — 35 процентов. Число трудоспособных колхозников, несмотря на приток эвакуируемых, уменьшилось по сравнению с 1940 годом на 153 тыс. человек. Определенное количество колхозников было мобилизовано в промышленность и на строительство, на лесозаготовки. Значительно сократилась материально-техническая база сельского хозяйства. Тяговые ресурсы в колхозах сократились: тракторов почти на 40 процентов, автомобилей на 30 процентов. Резко уменьшилось снабжение горючим, смазочными материалами, запасными частями, удобрениями. Приведу еще одну цифру: из области на фронт было направлено 5043 тракторов, в основном, гусеничных 

В сложившихся тяжелейших условиях основная тяжесть по снабжению Красной Армии продовольствием, а промышленности сырьем легла на плечи женщин и молодежи. 

Уже в первые дни войны на всю страну прозвучал призыв депутата Верховного Совета СССР, бригадира тракторного отряда Тюкалинской МТС А.Ф.Кирюшиной ко всем колхозницам и работницам: «Наш долг — долг советских девушек и женщин — заменить мужей и братьев, которые уходят с оружием в руках защищать Родину. Ни одно рабочее место, будь то в полеводческой бригаде, на ферме, за рулем трактора, автомашины или комбайна — не может пустовать» 

Тысячи девушек и женщин, подростков стали овладевать профессиями трактористов, комбайнеров. В 1943 году в области работали 157 женских тракторных бригад и 5216 женщин-трактористок. При плане тракторных работ 18682 га 115 женщин-трактористок в 1942 году выработали 32593 га (174%). Тракторная бригада А.Ф.Кирюшиной при плане 500 вырабатывала 1271 га, сэкономив 5084 кг горючего. Эта бригада завоевала 2-е место в социалистическом соревновании тракторных бригад СССР. 

По призыву Омского обкома ВКП(б) и облисполкома на курсы комбайнеров были направлены 970 учащихся 8-9 классов г. Омска. Всего за годы войны на тракторах работали более 8000 комсомольцев и молодежи, 1700 стали опытными комбайнерами, 200 человек — бригадирами молодежных тракторных бригад. Тысячи подростков работали на животноводческих фермах. 

Среди селян широкое распространение получило патриотическое движение по сбору средств для фронта. Почин колхозников Тарского и Калачинского районов о сборе средств на строительство танковой колонны «Омский колхозник» был одобрен бюро обкома ВКП(б). к январю 1943 года колхозники и колхозницы из своих личных сбережений внесли на танковую колонну 53 млн. рублей. Кроме того, для хлебного фонда Красной Армии сдано 232478 пудов зерна. 

В дополнение к этому можно добавить и другие факты, опубликованные газетой «Омская правда» 5 ноября 1944 года, о том, что колхозники области из своих личных запасов сдали в фонд Красной Армии, по неполным данным, 65210 центнеров хлеба, 1965 центнеров картофеля, 2900 центнеров мяса, 18509 декалитров молока и 1056 центнеров масленичных культур. По сообщению той же газеты, на 19 января 1944 года колхозники собрали на танковую колонну «Омский колхозник» 70 млн. рублей. 

Несмотря на имевшиеся трудности с материально-техническим обеспечением колхозов и совхозов, труженики села постоянно оказывали помощь районам, пострадавшим от немецкой оккупации. После освобождения Сталинградской области от оккупантов, решением бюро обкома ВКП(б) туда было направлено 800 тракторов, в т.ч. 50 гусеничных, 800 плугов, 400 сеялок. В Ставропольский край было отгружено 100 комбайнов. В Орловскую область направлено 150 автомашин. 

В феврале 1944 года СНК СССР принял решение об оказании помощи сельскому хозяйству области. Совхозы и колхозы, МТС получили значительное количество техники, запасных частей. Тогда же в г. Омске состоялся пленум горкома ВКП(б), совещание секретарей партийных организаций, руководителей промышленных предприятий, на котором обсуждались меры по оказанию шефской помощи селу. Кстати, она оказывалась и ранее. Например, в уборке урожая 1942 года принимало участие более 23 тысяч омичей. 

В результате оказанной помощи омскому селу со стороны государства удалось увеличить посевные площади, сократившиеся в 1942-1943 гг. В 1945 году труженики села выполнили план хлебозаготовок и поставок государству животноводческой продукции. Всего за годы войны колхозы и совхозы сдали государству 2 млн. тонн хлеба, 114 тыс. тонн мяса, 552 тыс. тонн молока, более 200 тыс. тонн картофеля, 36 тыс. тонн овощей и много другой продукции. 

Трудовой подвиг омичей по обеспечению Красной Армии военной техникой, снаряжением и продовольствием, их вклад в победу над фашистскими захватчиками был достойно оценен Родиной. Орденами Трудового Красного знамени были награждены заводы: им. Баранова, агрегатный им. Куйбышева, Сибзавод. В 1945 году второй орден — орден Ленина был вручен заводу им. Баранова. Орден Ленина также получил коллектив завода «Прогресс». За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолетов 2 июля 1945 года авиазавод № 166 награжден орденом Трудового Красного Знамени. За успешное выполнение заданий ГКО по организации массового производства танков завод № 174 получил награду — орден Отечественной войны первой степени. 

Многие предприятия г. Омска и области неоднократно получали переходящие знамена Государственного Комитета Обороны, знамена ВЦСПС и наркоматов. Коллективу завода им. Баранова за годы войны 7 раз вручались знамена ГКО и 10 раз присуждались вторые и третьи места в соревновании, 485 рабочих завода награждены орденами и медалями Советского Союза. 

В 1942 году лишь три коллектива Омской дороги занимали первое место на сети железных дорог страны, в 1943 году их было уже 22, в 1944 году — 27. Все они были награждены переходящими Красными знаменами Государственного Комитета Обороны. За годы войны более 290 железнодорожников награждены орденами и медалями. 

Всего в области орденами и медалями было награждено 3500 рабочих и специалистов промышленных предприятий, несколько тысяч человек — медалями «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 

С вводом в строй эвакуированных предприятий, завершением строительства и реконструкции старых фабрик и заводов Сибирь в годы Великой Отечественной войны стала вторым после Урала центром военной экономики. Общий выпуск промышленной продукции Сибири в 1942 году по сравнению с 1940 годом вырос в 2,4 раза, производство машиностроения и металлообработки увеличилось в 7,9 раза, а военной — в 27 раз. Невиданно быстрыми темпами развивалась промышленность Омска. По сравнению с 1940 годом выпуск в 1941 году увеличился в 1,2 раза, в 1945 году — в 4,2 раза. 

В 1940 году Омская область (в современных границах) по промышленному производству в Сибири занимала шестое место В 1944 году область вышла на третье место, уступая лишь Новосибирской и Кемеровской. Омск превратился в крупнейший на востоке страны центр оборонной промышленности. 

В последующие годы эти отрасли получили дальнейшее развитие. Ныне три четверти основных фондов машиностроительной отрасли приходится на оборонно-промышленный комплекс. Крупнейшими предприятиями этой группы являются: ПО «Полет», ОАО «Омскагрегат», ОМО им. Баранова, ПО «Сибирские приборы и системы», ОАО «Сибкриотехника», «Омскгидропривод» и др. Деятельность предприятий тесно связана с развитым комплексом научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса в рамках программы «Конверсия» осваиваются и выпускаются самолеты АН-70, АН-74 и АН-3, авиадвигатели ТВ-7-117 и ТВД-20, пропашные тракторы и оборудование для АПК. 

Изготавливается широкая гамма инженерных машин (экскаваторы, погрузчики) и машин для коммунального хозяйства, новых средств связи, медицинской и бытовой техники, криогенного и гидравлического оборудования, мотор-копрессоров для холодильников и морозильных камер. С середины 90-х годов в Омской области реализуется межрегиональная целевая программа «СибВПКнефтегаз», согласно которой налажен выпуск соответствующих мировым стандартам оборудования, систем и приборов для нефтегазодобычи. 

Производственные мощности введенных в строй в военные годы шинного и сажевого завода возросли в несколько десятков раз. Они как бы проложили путь к созданию в Омске крупнейшего центра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Здесь работают такие гиганты, как ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод», «Омский каучук», «Омскхимпром» и другие. Предприятия этого комплекса производят более половины промышленной продукции области, в них сосредоточено 30% основных фондов, занято более 18% работающих в промышленности. 

Все дальше и дальше уходят от нас годы войны, когда нашей страной была одержана великая Победа над фашизмом. Золотыми буквами записаны в летопись Красной Армии подвиги воинов-сибиряков. С годами их подвиги обретают новые очертания, об их героизме помнят благодарные потомки. 

По инициативе межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в 1996 году был открыт Мемориал славы воинам-сибирякам у д. Плоское Бельского района Тверской области. Усилиями сибирских землячеств в городе Москве и руководителей регионов, при активной поддержке правительств города Москвы и Московской области, 5 декабря 2001 года открыт замечательный памятник войнам-сибирякам на сорок втором километре Волоколамского шоссе. На его открытии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны со всех регионов Сибири и Дальнего востока. Администрацией Омской области на сооружение памятника перечислены денежные средства в сумме 1300000рублей. 

Память о 151103-х омичах, не вернувшихся с фронта, умерших от ран в госпиталях, пропавших без вести на полях сражений до сих пор хранится в сердцах их детей, вдов и внуков. Сейчас, как и в 1945 году, звучат как патриотический гимн слова, написанные войнами 65-й гвардейской Рижской сибирской стрелковой дивизии трудящимся Омской области: «Войны-сибиряки заслужили вечную благодарность нашего народа-победителя. Победа завоевана ценой больших лишений, жертв. Много сибиряков погибло смертью храбрых. Перед их памятью склоняются наши знамена. Как бы далеко ни были их дорогие могилы, мы опускаемся перед ними на колени и говорим: «Спите, родные, спокойно. Никогда не зарастет народная тропа к Вашим могилам. Мы, оставшиеся в живых, донесем Ваш светлый образ до будущих поколений. Героизм и мужество Ваши — пример нам и потомкам нашим. Дело Ваше живет и вечно будет жить» 

Благодарные потомки помнят и чтят не только мужество отважных защитников Родины, но и отдают должное героизму советских людей, ковавших Победу в глубоком тылу, за тысячи километров от линии фронта. Трудовой фронт был поистине боевым фронтом.

Памятник труженикам тыла в Омске

Присуждение Омску звание «Город трудовой доблести» — это признание заслуг наших тружеников тыла и повод для гордости. Уверен, что наше

Поделиться: