Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Внутри зеркального шара: как работает центральный диспетчерский пункт на «Соколе»

Дата публикации: 04 сентября 2020

Внутри необычного здания есть видеостена высотой в два этажа и компьютер, занимающий целую комнату. Информационно-технический комплекс собирает и обрабатывает огромные объемы информации с видеокамер, а для его обслуживания нужны шесть этажей и ежедневная работа людей разных профессий.

В 2015 году недалеко от станции метро «Сокол» появилось необычное здание футуристического вида — шарообразная конструкция, полностью остекленная синими зеркальными панелями. Сверкающее на солнце и похожее на яйцо сказочной птицы, оно привлекает внимание прохожих. Но попасть в примечательное здание получится не у каждого любопытного — вход туда строго по пропускам. Как устроено здание-яйцо изнутри, кто там работает и какие задачи решает каждый день — выяснил корреспондент mos.ru.

Будни диспетчерского пункта

Дороги часто называют кровеносной системой города — а значит, им необходимо и сердце. Таким сердцем можно назвать центральный диспетчерский пункт управления движением «Гормост-Север», расположившийся в этом необычном здании.

«Яйцо» оказалось футуристическим не только снаружи, но и внутри, где есть огромная видеостена, словно из фантастического фильма, только вместо галактик на экранах — дороги Москвы. Диспетчеры круглосуточно наблюдают за изображениями с камер, способных заглянуть даже под землю.

Под прицелом — тоннели большой и малой протяженности: Алабяно-Балтийский, Волоколамский, Ленинградский, Михалковский, Винчестерный, Ходынский, а также объекты Северо-Западной хорды, мосты и эстакады. Специалисты с помощью системы видеонаблюдения следят за безопасностью движения, а датчики передают информацию о состоянии противопожарной системы, вентиляторов, уровне загазованности и другие важные данные.

В ведении Гормоста и под наблюдением его диспетчеров не только дороги, по которым движется транспорт, но и технические помещения глубоко под землей. Здесь, в частности, находятся информационная система, собирающая записи с видеокамер, электрощитовые, антигололедные реагенты.

Диспетчеры, разумеется, должны не только зафиксировать опасную ситуацию, но и быстро среагировать на нее. Это требует тщательной подготовки и постоянного внимания.

«Дежурные в течение смены регулярно тренируются, отрабатывая те или иные возможные происшествия. Это происходит здесь же, на рабочих местах. Начальник смены выбирает ситуацию, например возгорание в пешеходном переходе, и дежурные начинают ее отрабатывать. Задача диспетчера — увидеть вовремя, сообщить вовремя и вовремя предпринять те или иные действия», — рассказывает заместитель начальника мостового эксплуатационного участка «Гормост-Север» Андрей Абрамов.

Андрей Абрамов, заместитель начальника мостового эксплуатационного участка «Гормост-Север». Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Андрей Абрамов, заместитель начальника мостового эксплуатационного участка «Гормост-Север». Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Информацию о поломках оборудования и других неисправностях диспетчеры передают дежурным службам — гидравликам, слаботочникам, энергетикам, дорожным рабочим и другим.

В случае чрезвычайной ситуации (ДТП с пострадавшими, возгорания, задымления) в тоннелях срабатывают система дымоудаления, световое и звуковое оповещение. Водителям, оказавшимся в это время внутри, по громкой связи сообщают, как нужно действовать. Оповестят и по радио — именно поэтому при въезде в тоннель рекомендуется настраивать приемник на частоту, указанную на специальном табло. В случае опасности из тоннеля можно перейти в соседний по эвакуационному переходу.

«Если происходит ДТП, моя первоочередная задача — оценить, насколько оно серьезно. Если это небольшое столкновение, звоним в полицию, привлекаем дорожно-транспортные службы нашего района. Если авария более серьезная или, например, произошло возгорание, то вызываем и скорую помощь, и пожарных. Кроме того, я слежу за тем, чтобы все системы исправно работали», — говорит оператор автоматизированных систем управления Илья Базылев.

Илья Базылев, оператор автоматизированных систем управления. Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Илья Базылев, оператор автоматизированных систем управления. Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Внутри «яйца»

Трудно представить, глядя на здание снаружи, насколько оно большое. Однако в нем «спрятаны» шесть этажей. Видеостена растянулась на два этажа в просторном зале. Кроме нее здесь множество компьютеров, куда поступают данные не только с видеокамер, но и с датчиков. Половину второго этажа занимают конференц-зал для совещаний и еще одна диспетчерская: ее сотрудники отвечают за состояние лифтов в пешеходных переходах.

Такая сложная система наблюдения и контроля требует не только бесперебойного питания, но и соответствующего обслуживания. Для этого и нужны остальные четыре этажа. Там расположены технические и административные помещения, медпункт, столовая, раздевалки и душевые для сотрудников.

Процессор, обрабатывающий гигантские объемы информации, и запасные блоки питания к нему занимают целую комнату. Огромный «мозг» диспетчерской напоминает старые ЭВМ, только гораздо более современные и мощные. Конечно, чтобы «прокормить» такого гиганта, нужно очень много энергии, ведь работать он должен без перерывов. Поэтому для него предусмотрены запасные источники питания.

«Я занимаюсь обслуживанием дизель-генераторных установок, слежу, чтобы они были в рабочем состоянии, нахожу и устраняю неисправности. Дважды в год мы имитируем отключение основных источников энергии и подключаем систему к этим установкам», — рассказал оператор дизель-генераторных установок Андрей Михайлов.

Андрей Михайлов, оператор дизель-генераторных установок. Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Андрей Михайлов, оператор дизель-генераторных установок. Автор Ю. Иванко. Mos.ru

Поскольку нестандартный дизайн здания исключает возможность открывать окна, а остекление создает парниковый эффект, требуется мощная система вентиляции. Под трубы отведен верхний этаж — «легкие» диспетчерского пункта занимают его целиком. Кондиционеры отлично справляются со своей нелегкой задачей — в здании, даже несмотря на жару снаружи, прохладно.

История здания

Изначально архитекторы Николай Шумаков и Наталья Шурыгина проектировали здание с совсем другой целью — в нем должен был находиться первый в Москве электрический поворотный круг для трамваев. Им планировали заменить существовавшее на тот момент трамвайное кольцо. Конструкцию сделали крытой для шумоизоляции — трамваи должны были въезжать внутрь, где платформа разворачивала бы их на 180 градусов и выпускала обратно по параллельному пути.

Однако в процессе строительства обнаружился ряд недостатков, из-за которых воплотить замысел оказалось невозможно. Поэтому с небольшим смещением было восстановлено поворотное кольцо, а одно из самых оригинальных зданий столицы стало диспетчерским пунктом «Сокол».

Mos.ru

Поделиться: